- информационное общество
- Общество, пришедшее на смену постиндустриальному обществу, развивающееся в качестве концепции нового социального порядка, общество, в границах которого в отраслях экономики начинает преобладать производство и распространение знания. Появляется новая отрасль экономки – информационная экономика. Возникает новый класс – меритократия. Центральной задачей становится производство информации и коммуникации. Основной ресурс нового порядка – информация. Японский ученый Е. Масуда в книге "Информационное общество как постиндустриальное общество" обосновал следующие принципы:1) "основой нового общества будет являться компьютерная технология с ее фундаментальной функцией замещать либо усиливать умственный труд человека;2) информационная революция будет быстро превращаться в новую производительную силу и сделает возможным массовое производство когнитивной, систематизированной информации, технологии и знания;3) потенциальным рынком станет "граница познанного", возрастет возможность решения проблем и развитие сотрудничества;4) ведущей отраслью экономики станет интеллектуальное производство, продукция которого будет аккумулироваться, а аккумулированная информация станет распространяться через синергетическое производство и долевое использование;5) в новом информационном обществе основным субъектом социальной активности станет "свободное сообщество", а политической системой будет являться демократия участия;6) основной целью в новом обществе будет реализация "ценности времени".Компьютопия Масуды включает в себя следующие параметры:1) преследование и реализация ценностей времени;2) свобода решения и равенство возможностей;3) расцвет различных свободных сообществ;4) синергетическая взаимосвязь в обществе;5) функциональные объединения, свободные от сверхуправляющей власти. В информационном обществе меняется тип науки. Она становится одним из основных ресурсов, основным объектом производства и распространения научного знания. Лингвистика в этом процессе занимает одно из приоритетных мест, так как одной из сфер ее изучения является глобальная коммуникация, являющаяся одним из типологических признаков информационного общества. Информационное пространство языков естественных и искусственных, самой науки о языках – лингвистики частной и общей, синергетические процессы в языках и в науке о них, использование языка в компьютерных технологиях – вот круг проблем, возникший в новом информационном обществе. Корпусная лингвистика, корпусная (компьютерная) лексикография, новые сообщества ученых, возникающие благодаря общению, возникшему под влиянием Интернет, – все это не только модные приметы XXI века, это новые реалии, вызванные к жизни развитием нового информационном общества.
Словарь лингвистических терминов: Изд. 5-е, испр-е и дополн. — Назрань: Изд-во "Пилигрим". Т.В. Жеребило. 2010.